В 2021-м году нападающий София Лифатова стала одной из самых юных членов сборной России на женском чемпионате мира по хоккею. Спустя три года в составе красноярской «Бирюсы» она впервые завоевала серебро ЖХЛ. После сезона 2023/2024 спортсменка сменила имидж и призналась, что задумывалась о смене клуба.
В интервью пресс-службе Лиги форвард назвала причины личных неудач в сезоне, вспомнила чемпионат мира в Калгари и рассказала, где нашла себя вне хоккея.
«Были хорошие моменты, которые просто необходимо было реализовывать, но, вероятно, где-то просто не хватило везения»
— Этот сезон стал для вас пятым в ЖХЛ. Как оцениваете его?
— Он оказался для меня довольно тяжёлый в психологическом плане. Несмотря на то, что личная статистика обещала желать лучшего, порадовал командный результат. В регулярке, возможно, у коллектива в чём-то присутствовала расслабленность, может, где-то было переутомление. На плей-офф же все собрались, что и дало результат. Но, к сожалению, как показал финал, настроились мы недостаточно хорошо, чтобы завоевать Кубок.
— В чемпионате вы набрали 13 (6+7) очков, что и вправду является не самым удачным показателем в личной статистике за все сезоны. Что складывалось не так?
— Если честно, для меня самой это до сих пор остаётся загадкой. Были хорошие моменты, которые просто необходимо было реализовывать, но, вероятно, где-то просто не хватило везения.
— Прошедший сезон стал первым с увеличенным количеством матчей. Насколько сложно играть с одним и тем же соперником шесть раз?
— Вначале было непросто, но по ходу сезона привыкли. Организм приспособился к такому ритму, мы же стали лучше понимать, как восстанавливаться после матча и распределять силы. Признаюсь, что есть команды, с которыми не очень хотелось проводить такое количество игр. Но были и те, кому очень интересно противостоять. В матчах с ними ты осознаёшь, что растёшь и развиваешься.
— Были ли какие-то сложности по ходу чемпионата?
— Трудности заключались в нереализации моментов: у меня не получалось забить и не было столько игрового времени. Конечно, опускались руки, расстраивалась. Несмотря на это, очень благодарна себе в этом сезоне за то, что я прошла это все, вытерпела, не сдалась. Слушала советы тренеров и продолжала работать. Думаю, что как раз в плей-офф это все и дало результаты.
— Не было ли мыслей сменить клуб?
— Признаться честно, мысли сменить клуб были, причём в прошедшем сезоне. Тренер знает об этих мыслях, потому что видел, как мне было сложно. Время от времени присутствовали эмоциональные моменты… Но, когда ты успокаиваешься и понимаешь, что очень просто всё бросить с мыслями о том, что после смены клуба всё изменится. Это не так. В процессе осознания этой истины многое поменялось, в том числе самое главное и ключевое – моё мышление. После этого я успокоилась и решила, что нужно продолжать работать, и тогда всё образуется.
«Думаю, теперь игры с «Динамо-Невой» будут очень принципиальными»
— «Бирюса» впервые завоевала серебро. Какими были первые эмоции?
— Конечно, когда только вышли в финал, мы были очень рады. Все настраивались на победу, на завоевание Кубка ЖХЛ. Но потом, проиграв серию, эмоции были противоречивые. Как сказала моя подруга Соня Кривошеева: «Мы не выиграли серебро, а проиграли золото». Я с ней полностью согласна.
— С какими мыслями выходили на матчи?
— На финальные игры выходила очень сконцентрированной, потому что любая ошибка могла привести к пропущенному голу. Но тем не менее настраивала себя на то, что не нужно закрепощаться, где-то нужно пойти на риск. А, если что-то не получится, просто отработать в обороне. А так, думаю, что вся команда была заряжена и настроена обыграть соперника.
— На Спартакиаде в Челябинске в феврале 2024-го года сборная Красноярского края стала чемпионом турнира. Насколько эта победа повлияла на ход и результат плей-офф?
— Золото на Спартакиаде, безусловно, добавило нам уверенности в плей-офф. После турнира появилось понимание того, что мы можем обыграть любого противника, поэтому не было робости и боязни. Мы просто выходили и показывали свой хоккей.
— По ходу регулярки вы обыгрывали «Динамо-Неву». Что не получилось в финале?
— Нам очень важно было забрать четвертый матч, но мы не смогли воспользоваться своими шансами. Я до сих пор себя виню, что в финале не смогла реализовать два стопроцентных голевых момента. В одном из них шайба лежала на линии ворот, и Диана Фархудинова удерживала щитком. Я же пыталась протолкнуть её за «ленточку», но у меня не получилось. Помню, что тогда просто не понимала, как это всё происходило и почему я не смогла забить. Невозможно же настолько напрячь ногу, чтобы удерживать шайбу, на которую всем телом давит другой игрок. Позже, посмотрев повтор матча, увидела, что в этом моменте я упиралась клюшкой в штангу… Это и не позволило мне забить гол.
Также виню себя за то, что нарушила правила в концовка матча, когда мы играли в формате «6 на 5». То удаление значительно снизило наши шансы на забитый гол. Выйдя из штрафного бокса, мне не удалось сохранить шайбу и защитить пустые ворота. Это привело к пропущенному голу.
Да, вероятно, я очень категорично оцениваю себя в финальных встречах, но это связано с тем, что тренеры доверяли мне, давали много игрового времени. Я в свою очередь также требовала от себя действий, приносящих положительный результат.
— Но вы показали и прорыв: «Бирюса» набрала ход и впервые в своей истории ЖХЛ вышла в финал. Думаю, многие верили, что команда станет чемпионом.
— Мы были заряжены на эту борьбу и победу. Конечно, присутствовало немало спорных моментов на старте финальной серии, но, несмотря на это, мы должны были выигрывать. К тому же нагрузка у защитников «Динамо-Невы» была приличной. Если посмотреть игровое время той же Лианы Ганеевой, то оно у неё составило около 30 минут за игру. Это в любом случае сказывалось на ходе поединка: у неё присутствовала усталость, мы же должны были на этом ловить и забивать голы. Но этому противостояла Диана Фархутдинова, которая оставалась надёжной в воротах.
— Несмотря на не совсем положительный ход серии, решающие поединки финала прошли в Красноярске. Как вам поддержка родных трибун?
— Команда удивилась тому, сколько болельщиков пришло на домашние матчи. Нас это очень зарядило, мы были очень рады. Конечно, обидно, что не смогли порадовать красноярцев домашней победой в том противостоянии. Помню, как после поражения трибуны, несмотря ни на что, кричали «Бирюса». Все плакали и были расстроены, но мы слышали, что болельщики нас поддерживают. От этого на душе становилось очень тепло.
Хотелось бы, чтобы посещаемость каждого матча ЖХЛ у всех клубов увеличивалась и способствовала популяризации женского хоккея в нашей стране.
— Вы не раз встречались с «Динамо-Невой» в решающей стадии чемпионата. Поражение в финале как-то скажется на характере поединков?
— Думаю, теперь игры с «Динамо-Невой» будут очень принципиальными. В прошлом сезоне не смогли выйти в финал, потому что проиграли им серию. В этот раз мы уступили в борьбе за Кубок. Хочется уже переступить этот порог и прервать серию неудач в противостояниях с питерским клубом.
«Нам привозили к комнатам велосипед, стучались и мы, дождавшись, пока человек уйдёт, открывали дверь и забирали тренажёр»
— Недавно вы были в шаге от главного трофея ЖХЛ, но как начинался ваш путь в хоккее?
— Сначала я занималась разными «девчачьими» видами спорта: художественной гимнастикой, фигурным катанием и танцами. И как-то раз, переодеваясь на тренировку по гимнастике, через окошко на Малой арене в Ангарске увидела, как мальчики играют в хоккей. Мне очень понравилось. Тренер местной команды ВХЛ заметил, с каким интересом я наблюдаю за происходящим на льду. Тогда он подошёл, спросил, нравится ли мне хоккей и после положительного моего ответа сказал, что девочкам тоже можно заниматься. В этот же день мама сходила, всё узнала, и я сразу же пошла на тренировку по хоккею.
— Вы до 14-ти лет играли с мальчиками, а затем почти сразу вышли на уровень ЖХЛ. Насколько велика разница между юношеским мужским хоккеем и профессиональным женским?
— Отличия кардинальные как в игре, так и в плане коллектива. С пяти до 14-ти лет – это детский хоккей, в котором ты действуешь как захочешь, потому что там много свободы. В профессиональном спорте нужно играть чётко по заданию. Помню, когда перешла во взрослую команду, я не умела играть в меньшинстве и большинстве, не знала, как это, действовать по определенной тактике. Для моего возраста это было рано.
Непросто перестроиться было и в плане коллектива, потому что вчера тебя ещё окружали одногодки, а сегодня вокруг ребята постарше. Нет переходного этапа в виде молодёжной команды. Придя во взрослый коллектив, ты должна соответствовать требованиям, соблюдать режим и жить чётко по расписанию. Плюсом, по школе я играла за мальчиков, а тут все девочки. Все знают, что у нас настроение может меняться в течение дня. Не привыкнув к атмосфере, где все действуют одинаково, нужно было время, чтобы приспособиться и научиться взаимодействовать в команде.
Сейчас же всё хорошо. Я очень рада, что мы можем посмеяться и повеселиться с одноклубницами. Когда накапливается сильная физическая усталость, такая поддержка помогает в тяжёлые дни тренировок.
— Вы отправились на чемпионат мира в Калгари в 18 лет. Какие были эмоции от вызова в национальную сборную?
— Несмотря на то, что это очень радостное событие, было непросто, так как мне на тот момент только исполнилось 18 лет. Я тогда ещё не чувствовала себя взрослой и самостоятельной, а вокруг были опытные хоккеистки. Плюсом, турнир выпал на период коронавируса, в связи с чем справляться было очень трудно. Но я рада, что в моей карьере есть место такому классному опыту. Хочется, чтобы поскорее вернулись международные турниры.
— Чем запомнился этот старт?
— Он остался в памяти своими коронавирусными ограничениями. Мы тогда проводили тренировку в номерах. Нам привозили к комнатам велосипед, стучались и мы, выжидая определённое количество минут, чтобы дать человеку уйти, открывали дверь и забирали тренажёр. Расселены все были по одному человеку, поэтому каждый самостоятельно работал по заданию тренера по физподготовке, в определенном режиме крутя велосипед.
Что касается самого турнира, то больше всего запомнились игры с Канадой и Америкой. Самый незабываемый момент для меня был в матче с хозяевами турнира. Мы, конечно, проигрывали с большой разницей в счёте, но нам удалось за секунду до финальной сирены забить гол. Я тогда выиграла вбрасывание, сделала пас на Катю Чегошеву, та отдала на Олю Сосину, и она поразила ворота канадок.
— Почему выбрали 19-й игровой номер?
— В детстве выступала под девятым номером, чувствовала какую-то силу от этой цифры на моей спине. Потом у меня был 91 номер в честь нападающего «Ермака» Максима Юшкова, игра которого мне очень нравилась. Когда пришла в «Бирюсу», эта цифра была занята Таней Шаталовой, поэтому решила взять число наоборот – 19. Сейчас этот номер мне нравится даже больше, чем все предыдущие, плюсом я к нему уже привыкла.
— Вы уже шесть лет выступаете за «Бирюсу». Чему вы научились за это время в команде?
— У меня выработалась дисциплина, проявились тактические действия на поле, игре в меньшинстве и большинстве. Помимо этого, здесь я научилась взаимодействовать в команде.
— Есть ли у вас традиции перед выходом на матч?
— Выходя из раздевалки, мы с Викой Бурдуковой через Соню Кривошееву ударяемся кулачками. Затем перед самой лавкой мы уже проводим ритуал с Соней. Но он пусть останется в секрете.
— Какая ваша спортивная мечта?
— Как и любой хоккеистки, моя мечта – это олимпийское золото.
— Чем любите заниматься, помимо хоккея?
— Люблю танцевать. С уверенностью могу сказать, что в хореографическом зале я нашла себя. В этом моя отдушина. Также, когда есть свободное время, расписываю красками толстовки, футболки, кепки и кеды.
— У вас красивые пышные волосы, но недавно вы сделали яркие косы. С чем было связано это решение?
— Я уже экспериментировала с волосами ранее – тогда у меня были фиолетовые косички. Весь год планировала повторить, настраивая себя на то, что в конце сезона, когда будет меньше тренировок, сделаю себе косы. Небольшая смена имиджа самой себе очень понравилась. Думаю, мне идёт такой образ, да сразу как-то меняется ощущение внутри. С кудряшками я такая милая девочка, а с косичками уже более дерзкая.
— С каким цветом ассоциируете себя?
— С моим любимым светло-фиолетовым, сиреневым.
— Назовите любимые места в Красноярске.
— Это точно «Татышев-парк». Он представляет из себя большое общественное пространство, где можно погулять, покормить сусликов и классно провести время. Очень жду теплые денёчки в Красноярске, чтобы много ходить и наслаждаться природой. Может быть, открою для себя новые места, так как во время сезона мало свободного времени для знакомства с городом. Также люблю свою танцевальную студию, где провожу много времени.
— В каких городах в рамках базирования команд ЖХЛ вам нравится бывать больше всего?
— В этом году очень нравилось бывать в Питере и в Нижнем Новгороде. У нас были отели, в номерах которых большие кровати. Приходить после игр и засыпать в такой комфортной и удобной постели — одно удовольствие.
— Кто ваш спортивный кумир?
— Как такового кумира нет, но мне очень нравится Евгений Кузнецов. У него очень оригинальный стиль игры и, в принципе, как человек он веселый. У него крутой юмор, об этом, мне кажется, знает каждый.
— Какие планы на межсезонье?
— Хочется хорошенько отдохнуть, закончить третий курс в ВУЗе. Также планирую много заниматься танцами. Думала походить на тренировки по боксу, потому что в детстве я занималась тайским боксом. Помню, мне тогда это очень нравилось. Помимо этого, собираюсь опробовать разные летние развлечения. Например, покататься на вейкборде и питбайках. В общем, классно проводить время с друзьями.
Источник: ЖХЛ