Читаем большое интервью нашего тренера вратарей. Игорь Олегович Шлыков рассказал о своём хоккейном пути, уникальности белорусского хоккея и семье.
- Расскажите о своём хоккейном пути от игрока до тренера?
- Хоккеем я начал заниматься в Казахстане, в родном городе Павлодаре. У меня отец играл в хоккей и был тренером. Сколько я себя помню, все детство был на катке с отцом. У нас тогда ещё не было ледового дворца. Сам уже начал заниматься лет в пять-шесть. Параллельно занимался и другими видами спорта — акробатикой, летом футболом. В конце 90х годов мы переехали, в Казахстане не было особого развития тогда. Челябинск, Электросталь, Москва и потом уже я переехал в Беларусь в 2003 году. Мне было 19 лет. Родители уехали туда раньше на два года, я ещё в Москве играл, потом уже под смену гражданства переехал в Беларусь. Можно сказать, чтопрофессиональная карьера там началась.Там было несколько клубов. Потом стало понятно, что каких-то высот или серьезных достижений в карьере у меня не будет, уже семья появилась, ребенок, нужно было выбирать, как дальше двигаться.
Мне было 27 или 28 лет, я год пропускал не играл. Встал вопрос продолжать, цепляться, условно минимальный контракт, или уже менять деятельность, искать себя в жизни. И я поменял. Ушёл на два года работать в МЧС, был пожарным спасателем. Потом понял, что все-таки я больше тренер, чем спасатель, так и началась тренерская карьера.
- Помните первый день в качестве работы тренером?
- Конечно помню. Какие-то подкатки и индивидуальные тренировки к тому моменту я уже проводил, плюс перед глазами был пример отца, то есть не новая была для меня профессия. В Минске образовался частный клуб, я сначала работал там. В школу Молодечно я пришел не как тренер вратарей, а просто как тренер. Там были дети 2004 года рождения, это была первая команда. Всё нравилось, всё получалось, играли на турнирах по республике. А через год меня пригласили в институт сборных в Раубичи, уже как тренера вратарей «Динамо» Раубичи. 1997 год рождения, мы играли в МХЛ-Б. Вообще, институт сборных в Раубичах — это серьезный спортивный проект для Беларуси, собирались пацаны, лучшие в своём возрасте, они там жили, тренировались, учились. И есть результаты — Протас, Еременко, парни из «Динамо» минского, которые сейчас играют в КХЛ, Игорь Мартынов, который был в «Авангарде», сейчас в «Соколе» играет Захар Полищук, он тоже выпускник института сборных. Выхлоп приличный. Я проработал там четыре года.
- Самый запоминающийся момент в игровой карьере и самый запоминающийся момент в рамках тренерской карьеры?
- Вряд ли один какой-то есть. Мне нравится хоккей, мне нравилось играть. Но я никогда не фанател, у меня всегда было много разных интересов и хобби. Если брать просто какой-то важный момент, наверное, это поездка за сборную России в Канаду на турнир в 16 или 17 лет, я тогда играл в «Крыльях Советов». А в качестве тренера, тоже были запоминающиеся турниры и поездки на международном уровне.
Группу А выигрывали, второе место занимали. Ну и финал с «Неманом» (Гродно), проиграли, к сожалению, седьмой матч, но это колоссальный опыт. Вытащили полуфинальную серию с 0:3, впервые в истории белорусского хоккея такое. Эти моменты очень запоминающиеся.
- Что скажете о Вашем дебютном сезоне в МХЛ?
- Мой тренерский дебют в МХЛ был в команде «Сахалинские Акулы». Кардинально нового для меня не было, в Беларуси я работал с такими возрастами. 17-20 лет, работа для меня была знакомая. Понравилась лига, очень конкурентная, парни развиваются, классный трамплин для молодых ребят. Новым для меня было место — Сахалин. Календарь, расстояния и перелеты для меня не составляли проблем, вообще не обращал на это внимание. Просто спал в самолете. Впечатляет Россия и ее расстояния. Летишь 9 часов над страной, это поражает конечно.
- За матчами каких команд МХЛ вы следили?
- За командами, где знаю кого-то из тренерского штаба или где парни играют знакомые. Какой-то одной команды нет. Когда понял, что я буду здесь работать, отсмотрел большое количество матчей прошлого сезона.
- Каких хоккеистов можете назвать своими воспитанниками?
- Я вообще как-то к этому слову «воспитанник» неоднозначно отношусь. Я понимаю это как спортсмен, с которым ты прошел большой путь вместе. Есть ребята, с которыми я до сих пор поддерживаю отношения, которые играют, выражают слова благодарности, и я понимаю, что я смог им что-то дать. Мне приятно вспоминать всех, с кем я работал. 1999 год в Беларуси играют парни, 2000, 2001 год. Но я не могу их назвать воспитанниками, есть тренеры, которые работали с ними дольше. Могу сказать, что отношения много с кем поддерживаю.
- Что можете сказать об особенностях белорусского хоккея?
- Маленькое количество хоккеистов, из-за этого более индивидуальный подход на тренировках. Большой плюс — это система сборных. Тренеры вкладываются в каждого спортсмена. Если говорить об игре — Экстралига классная, она становится конкурентной. Финансовая составляющая там практически для всех равная, не накупишь легионеров, поэтому на первое место выходит тренерская работа. Сейчас там, по-моему, семь дебютантов главных тренеров в этом чемпионате. Хоккей там более комбинационный, чем в высшей лиге, такого количества мастеров там тоже нет. КХЛ мы вынесем за скобки, а если брать три лиги — Казахстан, Беларусь и ВХЛ, то, наверное, в Беларуси более атакующий хоккей. Ну это тренд на протяжении лет трех.
- Расскажите о жизни на Сахалине?
Классно там было. Морепродукты, шикарная природа, море. Меня устраивало всё. Условия для проживания были очень хорошими.
- В Красноярске Вы впервые?
- Да, впервые. Времени прошло мало, но был по всем туристическим маршрутам — остров Татышев, центр города, лестницу на Торгашинский хребет уже успел покорить. Пока все нравится, интересный молодой город, много учебных заведений, много заведений общепита, развитая культурная жизнь. Красивая природа, а морозы меня не пугают.
- Какой город можете считать родным, куда возвращаетесь после сезона?
- Возвращаюсь я в Светлогорск (Калининградская область), там моя семья, мы там живём на Балтийском побережье. Дом, там, где семья. Беларусь могу назвать родной республикой, я много в каких городах жил там, много, где играл. Там живут мои родители. Минск — шикарный город для жизни. Так получилось, что я переехал работать в Светлогорск, да и очень хотели с семьей жить на море. Маленький город, детям близко до школы, мне до работы, очень комфортный для жизни город.
- Расскажите о своей семье?
- С женой я уже очень давно познакомился в Минске, у нас двое детей — сын и дочь. Старший сын сейчас учится в медицинском колледже, захотел поступить туда сам, врачей у нас в семье нет. Дочь закончила художественную школу. Мои дети профессионально не занимались спортом, но со спортом в принципе дружат. Ну и на мои матчи приезжали, на Сахалин им не довелось слетать, но, надеюсь, получится приехать в Красноярск. На Сахалине я отпраздновал новый год, в числе первых жителей нашей страны, а через девять часов отпраздновал с семьёй в Светлогорске. Может в этом сезоне получится моей семье прилететь на праздники.
- Удаляли вас с игры в качестве игрока и в качестве тренера?
- Нет, не было такого. Я достаточно спокойный.
- Набирали очки за игровую карьеру?
- Да, конечно. Был сезон (0+3) набрал. Но голов не забивал, даже моментов не было ни разу бросить.
- Вратарь — половина команды? Сколько процентов от успеха команды вратарь?
- В плей-офф это больше половины, до 90%. В регулярном чемпионате да, процентов 50-60. Возрастает сейчас роль вратаря.
- Выигрывает команда, проигрывает вратарь, согласны?
- Нет! Чужой вратарь, может быть))
- Можете обратиться к нашим болельщикам.
- Хотелось бы больше и чаще видеть вас на трибунах. Здесь спортивный город, много стадионов и они не пустуют, люди бегают, тренируются, катаются на велосипедах. У нас команда молодая, играет в атакующий хоккей, Красноярск заслуживает хорошего яркого молодёжного хоккея, поэтому ждём на трибунах!