Светлана Мартемьянова, супруга главного тренера ХК «Сокол» Андрея Мартемьянова в интервью пресс-службе клуба рассказала, каково быть женой хоккейного наставника и поделилась своими семейными историями...
«Познакомились, конечно же, на хоккее»
- Познакомились, конечно же, на хоккее, во Дворце Спорта профсоюзов (сейчас он носит название «Уралец»), Андрей Алексеевич тогда вовсю играл. Но я не сразу разглядела в нем «своего будущего супруга» — я замечала разные мелочи, осторожничала. Губы узкие - значит злой, себя любит, шапка лисья, куртка голубая и красный шарф - одним словом модник. В итоге, когда на 8 Марта все хоккеисты своим барышням дарили цветы, я была приятно удивлена, ведь и Андрей на этот раз решил поддержать традицию и одарил меня прекрасным букетом. Значило ли это, что и я примкнула в ряды тех, кто будет получать цветы, каждый женский день? Да! Самый главный подарок на 8 Марта 1994 года я получила дочурку, Анюту. В течении четырех лет после знакомства мы не могли расписаться - то белое пальто по дороге в ЗАГС грязью забрызгает, то прописки не было. Но мы не отчаивались.
«Папа на дочку никак не надышится»
Когда Андрей заключил контракт с немецким клубом – мы со старшим сыном, Павлом, поехали в Германию в город Кельн. Я очень хотела девочку, а ему было все равно, кто родится, он сильно хотел ребеночка! Врачи обещали мальчика, и мы в спешке побежали покупать красивую синюю коляску в белый горох. Но судьба подарила 8 марта нам красавицу-девочку, здоровую, смышленую, 5 кг! Имя дочери выбирал муж. Сначала назвал Николь. Я смеялась: Николь Андреевна Мартемьянова! Поэтому убедила мужа, что Колей дочку называть не стоит! Назвали Анечкой. Она была тихой и спокойной, совсем не в нас. Мы с раннего детства занимались с ней спортом. У нее разряд по плаванию, по большому теннису, два года занималась современными танцами в «Тодес», в Самаре закончила школу моделей. Папа до сих пор на нее не надышится. Нашей Ане 20 лет, учится на третьем курсе Тюменского государственного университета в сфере сервиса и туризма, так как, любит путешествовать. Павел в хоккей не пошел, выбрал силовой вид спорта, имеет разряд по боксу и бодибилдингу.
«У нас всегда были домашние животные»
У нас всегда были домашние животные: кошки, черепахи, хомяки, рыбки, собака. Очень часто подбирали зверей на улице. Больше всех запомнилась кошка Дашка. Я ее купила из жалости на рынке за «копейки». В коробке у пьянчужки мяукали два котенка. Один рыжий красавчик, а второй - худой и страшненький на длинных ножках. Рыжика после отдали в столовую, во Дворец Спорта, и он до сих пор живой, ему сейчас около 15 лет. А вот Дашку решили оставить в семье. Позднее, в ветеринарной клинике выяснилось, что худышка породы египетская Мау (храмовая кошка), и, повзрослев, она стала очень красивой, воспитанной, радовала нас каждый день. На шестом году она умерла при операции. В тот же год Андрею предложили контракт в тюменском «Газовике», но без животных мы жить уже не могли, и решили воплотить в реальность мечту детства нашей дочери - завести немецкую овчарку. Так у нас дома появился Винсент фон Артиг или по-домашнему - Винсик. Этот маленький щенок со временем превратился в 55-киллограмового пса! Причем он не сгрыз ни одного провода и не попортил ни одной пары обуви. Сейчас, когда мы уезжаем, он остается с дочерью, а по возвращению, он от радости готов хвостом разбить все стеклянные двери. Хозяин для него один – Андрей, я - кормилица. Даже через несколько месяцев разлуки он с первого этажа слышит, что папа поднимается по лестнице. Радости нет предела.
«Не цепляюсь за место жительства, всегда еду за мужем»
Андрей закончил успешную карьеру игрока в 35 лет и встал на тренерский мостик самарского ЦСКА ВВС. Он ценит то, что я не цепляюсь за место жительства, за один город, я всегда еду за ним. Он очень любит свою профессию, своих подопечных, развивается и совершенствуется, и поэтому не боится принимать предложения из далеких регионов, например, Красноярск, Тюмень. Для него на первом месте работа, если не напомнить о торжественном дне, он и не вспомнит. Но, тем не менее, романтиком остался. Я же помню все памятные даты и ему подсказываю. Он называет меня своим менеджером. Он больше любит творческие подарки, чем материальные. Любит, когда я пишу ему стихи. Дочь тоже эту традицию переняла, она может за ночь обклеить поздравлениями всю квартиру, надуть шары и Винсику бантик завязать. Стихи я пишу спонтанно, иногда находит озарение, и пишу по несколько страниц, и не только ему, своим близким друзьям. По образованию я экономист, бухгалтер и товаровед. Но в творческом плане я пошла в маму – она очень талантливая. Сейчас занимаюсь дизайном интерьеров, хотя в прошлом я работала на управленческих должностях в торговле.
Дочь живет в Тюмени, сын с семьей - в Екатеринбурге, мы - в Красноярске — вот у меня три объекта, три точки на карте, за которыми нужно ухаживать (смеется).
«Я отличаюсь педантичностью, у меня все лежит по полочкам и папочкам»
Муж не любит застолий. Он сильно устает на работе, дома ему нужна тишина и покой. В гости ходить не любит, домосед, любит домашнюю еду. Дом держится на мне, все что касается быта, уюта, различных сделок и прочего... Папу никто не просит вникать в эти дела, тем более ими заниматься, ведь каждый из нас знает, что работа тренера очень ответственная и занимает 100 процентов всего времени. Он дарит нашей семье любовь и уверенность. Сколько нервов, переживаний оставляет он на льду - не позавидуешь. Поэтому мы, семья, устраиваем каждый день мини-праздник. Муж говорит, что он за мной как за каменной стеной. Я отличаюсь педантичностью, у меня все лежит по полочкам и в папочках, по цветам и размерам, посчитано, пронумеровано и записано. Андрей, тоже приучен к порядку. Одно, в чем я ему уступаю, - он модник. В одежде я скромнее. Машины у нас с Родины дочери (немецкие), так как они качественные и безопасные. За рулем я больше 20 лет. Андрей за рулем чересчур правильный и культурный, боится со мной ездить, потому что я лихачу! И в жизни он очень дисциплинированный. По гороскопу он овен, я - рыба, мы кажемся совсем разными. Это союз правильного парня и девчонки-зажигалки. Но все же в нашей семье он локомотив, я за ним всегда и везде.
«Никогда не предаст, всегда поможет»
Андрей очень общительный, если нужно кому-то помочь — он расшибется, а для себя не будет просить никогда. Он хороший надежный друг, никогда не предаст, всегда поможет, хорошо разбирается в людях. Дома мы обсуждаем только хоккей - и за супом, и за компотом. Смешных историй в нашей жизни было много. Мы вообще веселая семейка! Но были и такие моменты: когда мы приехали в Любляну, нас русских было четыре игрока — все подписали контракты. Позднее два игрока оказались непригодными для уровня этой команды, их хотели вернуть обратно в Россию. Андрей и Ирэк Гимаев решили отдать свои ползарплаты тем игрокам, чтобы они могли остаться и не возвращаться посредине сезона с позором. В Самаре в ЦСК ВВС в 1999-2000 годах местным игрокам не платили зарплату, приходилось занимать друг у друга. Кушать-то хотелось, приходилось даже продавать мои эксклюзивные драгоценности. Самый дорогой подарок от романтика — тысяча и одна роза и сто лилий, хотя мой любимый цветок — большие садовые ромашки. Муж любит дарить цветы и победы.
«Я ни разу не пожалела, что связала свою жизнь со спортсменом»
Я уже шестой год пишу книгу про мою жизнь до хоккея и во время. После встречи с хоккеем моя жизнь стала неспокойной и интересной. Я ни разу не пожалела, что связала свою жизнь со спортсменом. Слова «скучно» для меня не существует. Дорожу тем временем, что могу провести дома. Мои хобби — шитье, парикмахерское дело, придумывать новые образы для разных людей, восточная кулинария, фитнес. Есть желание подольше оставаться красноярцами. Здесь хорошо, начиная от хоккейной составляющей до быта. Хорошая команда, добрые люди, профессиональный коллектив, здесь комфортно.
Фотографии из семейного архива Мартемьяновых.